Критерии определения депрессивных регионов
С переходом к рыночным отношениям, разрушением прежних макроэкономических стабилизаторов и нарастанием кризисных явлений дифференциация российских регионов усилилась. В настоящее время неоднородность экономического пространства определяется не столько традиционными факторами (природно-климатическими, ресурсными, демографическими), сколько рыночными конкурентными преимуществами регионов (гибкостью организационных и властных структур, адаптационными возможностями производственного и трудового потенциалов, инвестиционной привлекательностью). Усиливает дифференциацию преобладающий субъективизм в установлении отношений между центром и территориями. Неравномерность регионального развития характерна для любого государства, как социально-экономической системы, особенно в переходный период. Целью региональной политики является не выравнивание положения отдельных территорий, а учет межрегиональных различий для определения потенциала и направлений антикризисного развития. Учет специфики каждого региона необходим прежде всего для выравнивания условий рыночных преобразований на всем экономическом пространстве, разработки адекватных схем взаимозамещения тех или иных рыночных стимулов, нейтрализации воздействия негативных факторов на конкретных территориях. Отсюда следует актуальность методологических разработок в области измерения структуры и динамики социально-экономической неоднородности субъектов РФ. Особенно важен в этой связи анализ положения в отстающих районах. Существуют различные подходы к типологии неблагополучных регионов и к выделению из них кризисных групп. Каждый субъект хозяйствования, в том числе и регион, в процессе своей жизнедеятельности испытывает те или иные кризисные проблемы, но отличается способностью в оптимальные сроки разрешать их или значительно снижать остроту. Согласно зарубежному опыту реализации региональной политики, к проблемным регионам относятся такие территориальные образования, которые самостоятельно, без внешней помощи (в том числе со стороны государства) не могут изменить существующие кризисные тенденции, решить свои наиболее острые проблемы, особенно в социальной сфере. По преобладанию тех или иных характеристик в оценке реального положения, определяемых с помощью систем индикаторов, субъекты РФ можно разделить на различные типологические группы. Каждая из них отличается спецификой исторических, экономических, демографических и других условий развития, конкретными задачами и механизмами решения кризисных проблем. Наиболее распространенным является выделение развитых, слаборазвитых и депрессивных регионов. Развитые (опорные) регионы характеризуются высоким докризисным уровнем промышленного развития, квалификации трудового потенциала, научно-технического прогресса и, соответственно, хорошими стартовыми условиями вхождения в рынок (это, например, Москва, Санкт-Петербург, Ярославская, Нижегородская, Ленинградская области и др.). Слаборазвитые, или отсталые,регионы характеризуются низким уровнем жизни (в общероссийском сопоставлении), длительной стагнацией хозяйственной деятельности, низким уровнем развития промышленности, слабой научно-технической базой, неразвитой социальной инфраструктурой (например, Мордовия, Калмыкия, Адыгея и др.). Кризисные характеристики слаборазвитых субъектов Федерации дополняются криминализацией экономики, возникновением межнациональных противоречий. К депрессивным регионам относят территориальные образования, находящиеся на стадии депрессии по своему циклическому развитию. Большинство депрессивных регионов когда-то находились в авангарде структурных преобразований в промышленности, но с возникновением рыночных отношений конкурентные позиции профилирующих отраслей ослабли (особенно предприятий ВПК), нарушились кооперационные связи, что привело к глубокому спаду производства, росту безработицы, снижению реальных доходов населения и его резкому социальному расслоению. В настоящее время число депрессивных регионов составляет свыше 1/4 субъектов Федерации (например, Псковская, Владимирская, Костромская, Ивановская, Читинская области, Удмуртия, Алтайский край). В зависимости от основной кризисной причины спада производства депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие. На депрессию старопромышленных регионов особенно повлияли снижение покупательского спроса и сокращение государственного заказа на продукцию наукоемких отраслей, рост издержек (особенно энергетических и транспортных), наплыв дешевой импортной продукции. Агропромышленные регионы раньше имели относительно высокую долю сельскохозяйственного производства и большой удельный вес сельского населения. Глубокий кризис в аграрном секторе, опережающий рост цен на топливо и транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, резкое снижение замещающей возможности промышленного производства привели к упадку экономики этих территорий. Кризисное положение многих добывающих регионов связано с истощением запасов природно-минерального сырья, низким уровнем технологий добычи полезных ископаемых, снижением спроса на некоторые виды сырьевых материалов и увеличением расходов на их транспортировку. Следствием этого явились рост безработицы, социальная напряженность, большой отток населения. К данной группе относятся многие северные регионы, ранее получавшие из федерального бюджета средства на дотирование производства и развитие социальной сферы, особенно на поддержку малочисленных народов Крайнего Севера. Некоторые специалисты выделяют группу остро кризисных (катастрофических) территорий, где сказывается влияние общеполитических и межнациональных конфликтов, природных и техногенных катастроф.
Похожие работы:
- Критерии определения депрессивных регионов С переходом к рыночным отношениям, разрушением прежних макроэкономических стабилизаторов и нарастанием кризисных явлений дифференциация российских регионов усилилась. В настоящее время неоднородность ...
- Общие критерии и правила определения подведомственности Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в к...
- Фонд финансовой поддержки регионов В 1992—1993 гг. в РОССИИ работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рек...
- Понятие валютного курса. Порядок определения официального валютного курса и периодичность определения курсов валют Банком России Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства покупать или продавать указанные валюты по установленном...
- ЕС и страны Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов. Тарифные предпочтения. Конвенция «Ломе» С самого начала своего существования ЕС стремился предоставить доступ на свои рынки производителям бывших французских колоний в Африке. После вступления в ЕС Великобритании это правило было распростра...